Каждый вторник в 18.00 в храме прп. С. Радонежского г.Липецка приходят люди на занятия группы трезвости, которая действует в рамках проекта «Технология трезвости», реализуемого Липецким православным обществом «Трезвение» при поддержке Фонда Президентских грантов. Ведет занятия иерей Алексей Богомолов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Каменка Тербунского района. Все темы, которые рассматриваются на занятии, прежде всего имеют отношение к трезвости.
Трезвость в узком смысле слова – физиологическое состояние, характеризующееся отсутствием опьянения алкоголем и другими психоактивными веществами. В широком смысле слова трезвость — состояние, в котором человек свободен от пороков, приводящих к болезням души и тела. Трезвость проявляется через здравомыслие, воздержание от алкоголя, одурманивающих веществ и действий и является естественным состоянием человека, в котором в полноте реализуется Богом дарованная свобода.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что опьянение «происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойной похотью».
Трезвость души проявляется во всех ее силах: в уме, воле и чувствах.
Трезвость ума предполагает, что человек не будет «опьянен» своими мыслями, потеряв способность к их критическому анализу, подчиняя логику своих мыслей какой-либо страсти. Мы знаем, что часто ум оправдывает человека в его грехах, или может даже подводить богословское обоснование для своего греховного поведения.
Трезвость чувств предполагает, что человек не теряет контроль над своими чувствами. Примером «опьяненности» чувствами является состояние бурной влюбленности у незрелого молодого человека, когда он вместо реального человека видит нарисованный в восторженном воображении образ.
Трезвость воли предполагает, что человек легко управляет своей волей, может легко решиться на какое-либо доброе дело, а в принятом решении готов проявить настойчивость и довести дело до конца. Нерешительность и упрямство – два проявления нетрезвой воли.
Достижение трезвости хотя и не является целью христианской жизни, но является необходимым условием спасения души.